Знакомьтесь, находите любовь, друзей и компанию на вечер в нашем телеграм боте! 😍


24. В чём специфика развития Западной цивилизации в XIX веке.

1.Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления.

Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а  также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.

Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством. Реформация породила новое направление в  христианстве – протестантизм, который  стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,–  индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни.

Это было прямо  связано со становлением особого  европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения. «Индивид становится трагически ответствен не только за приближение и удаление от Высшего, но и за выбор того, что же он, индивид, считает Высшим. Отвечает... не только за себя, но и перед собой».

Важнейшей самостоятельной  ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание рационально, свободно от религиозных догм в решении  практических вопросов, прагматично, но сфера приложения христианских ценностей  – это общественная мораль, причем не только личной жизни, но и деловой  этики.

В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые человечество в результате всемирного распространения  западных по своему происхождению ценностей  и институтов (XVI–XIX вв.) было реально  объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты  стали господствующими на планете  и продолжали определять главные  черты облика Земли в нашем  столетии вплоть до самого последнего времени.

Основное содержание цивилизационного процесса в XX в. составляет тенденция к историческому становлению структур универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в XX в. на Западе, приобрели глобальный характер, непосредственным образом затронув все народы, все иные цивилизации, которые вынуждены были искать ответ на исторический вызов Запада.

Этот вызов  воспринимался в конкретной форме  действительности как императив  модернизации. В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

Известно, что  межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток.

На Востоке  родилось христианство, которое стало  духовной основой западной цивилизации. В-XX в. особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен.

Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации  во времена колониальных империй. Европейский  образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций.

В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием  кризиса западной цивилизации, что  осложнило процесс внедрения  этого типа общества.

После второй мировой  войны процесс пошел более  масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации.

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается  интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям  Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов.

Рассматривая  этапы развития западной цивилизации  до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер. Тот тип современного общества, который первоначально сформировался  на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического  начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной.

Названные противоречия были и остаются основными источниками  развития человечества. Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять свою функцию, сохраняться, обе стороны должны быть достаточно сильно выражены.

Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в.

Становление современного общества на Западе означало утверждение  капитализма, и, как следствие, отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение последних в господствующую над человеком и враждебную ему  силу. Индивид оказался один лицом  к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим.

Поиск утраченного  смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину. Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война. Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг. можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

Первая мировая  война была качественно новым  грандиозным столкновением по сравнению  со всеми теми вооруженными конфликтами, которые ранее знало человечество. Прежде всего беспрецедентны масштабы войны – в нее были вовлечены 38 государств, где проживала подавляющая часть населения планеты.

Совершенно новым  стал характер вооруженной борьбы –  впервые было мобилизовано все взрослое мужское население воюющих стран, а это – более 70 млн человек. Впервые для массового уничтожения людей применялись новейшие технические достижения. Впервые широко применялось оружие массового уничтожения – отравляющие газы. Впервые вся мощь военной машины была направлена против не только армий противника, но и против мирного населения.

Во всех воюющих  странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось  в область производства и распределения. Были введены трудовая повинность, карточная система, применялись  меры внеэкономического принуждения.

Впервые устанавливался оккупационный режим на территориях, занятых иностранными армиями. По количеству жертв война тоже не имела себе равных: 9,4 млн человек погибли или умерли от ран, миллионы стали инвалидами. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека. Они далеко превзошли все, что было известно тогдашнему мировому сообществу.

Западное общество вступало в новый этап своего развития. Казарменная психология получила распространение  не только в армии, но и в обществе. Массовые разрушения, уничтожение людей  показали, что человеческая жизнь  потеряла самоценность. Идеалы и ценности западной цивилизации уничтожались на глазах.

Рождались политические силы, предлагающие реализовать альтернативы западному пути, западной цивилизации: фашизм и коммунизм, имеющие различную  социальную опору и разные ценности, но одинаково отвергающие рынок, демократию, индивидуализм.

2.Возникновение предпосылок формирования современной западноевропейской цивилизации (V век) 

Нашествия варваров на Римскую империю и их последующее  расселение на территории Западной и  Восточной частей империи получили в исторической литературе наименование эпохи “Великого переселения  народов”. В течение этого периода  существенным образом изменилась как  политическая, так и этническая карта  Европы. Некоторое время на территории современной Венгрии существовала гуннская держава Аттилы. Гунны были кочевниками, пришедшими в Европу из Азии и присоединившими по пути множество  других племён, в частности, северо-кавказское племя алан. Могущество гуннов не смогла подорвать даже победа над ними армии Западной Римской империи в битве на Каталаунских полях в 451 г. Распад державы произошёл со смертью Аттилы. В то время довольно часто возникали такого рода образования, быстро достигавшие могущества и также быстро сходившие с исторической сцены. На протяжении VI - VII веков политическая карта Европы неоднократно перекраивалась, но уже стали выкристаллизовываться некоторые объединения, давшие начало позднейшим государствам.

Остров Британия был с середины V века завоёван германскими  племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько  королевств, число которых не было постоянным. В течение VII века все  они приняли христианство. Кельтское  население сохранилось на западе острова, в Уэльсе, и на севере, в  Шотландии. Не было государств в Скандинавии и на полуострове Ютландия. На материке одним из крупнейших государств было королевство франков, занимавшее Галлию и значительную часть Германии, в него входило также бывшее королевство Бургундия, возникшее ещё в V веке, но подчинённое франками. К востоку от Франкского королевства жили германские племена саксов и восточнее -славянские. И те и другие большей частью сохраняли племенной строй.

На Пиренейском  полуострове располагались королевства  вестготов и свевов. В Италии в конце V века вождь остготов Теодорих сверг власть Одоакра и основал своё государство, но после его смерти в распри наследников вмешалась Византийская империя и захватила часть Италии. С 568 года на полуостров началось вторжение племён лангобардов, которые, в конце концов, и подчинили себе большую его часть. В северной части Африки, на территории древнего Карфагена, располагалось королевство вандалов, ему же принадлежали и острова Сардиния и Корсика. Всё Восточное Средиземноморье продолжало входить в Византийскую империю, за пределами юго-восточных границ которой жили арабские племена, впервые вышедшие на историческую сцену в VII веке.

Все варварские королевства были христианскими, но многие жители были приверженцами арианства, что рассматривалось как ересь. Формально короли новых государственных  образований считали византийского  императора верховным владыкой, а  свои королевства воспринимали как  части единой христианской империи, правда, на реальную политику это не оказывало почти никакого воздействия  и не мешало различным “частям  империи” вести между собой ожесточённые войны.

Переселение варварских племён не сопровождалось тотальным  уничтожением местного населения; изгнанию и истреблению, пожалуй, подверглись  только бритты в Британии, вынужденные  уйти в Уэльс и переселиться на полуостров Бретань в Галлии. На других территориях Западной Римской  империи основная масса населения, состоявшая из потомков романизированного, в основном кельтского, коренного  населения и переселенцев из римской  Италии, осталась на своих местах. Завоеватели-варвары  отнюдь не составляли большинства населения. В северной Галлии, где их число  было наиболее значительным, самые  смелые подсчёты позволяют говорить о 15 % всего населения, на юге Галлии их было не более 5 %. Примерно та же картина  наблюдается и в других королевствах. Потомки местного населения сначала  даже не смешивались с пришельцами, посколькуте расселялись компактными массами, сохраняя на первых порах свои соцальные институты. Сохраняли привычные формы социальной и экономической жизни и местные жители. Таким образом, многие институты поздней Римской империи без существенных изменений перешли и в следующую эпоху.

Благодаря тому, что многие элементы феодализма появились  ещё в эпоху Рима, процесс становления  новых порядков, как социальных, так и экономических, в этих областях шёл быстрее, чем на территориях, никогда не входивших в состав Римской империи, то есть на землях собственно германских и славянских. Значительным своеобразием отличался  процесс феодализации в Византийской империи, на территорию которой переселилось много славян, но центральная власть там сохранялась.

Огромную роль во всех этих процессах играла христианская церковь, во многом благодаря тому, что в обстановке всеобщего хаоса  и нестабильности подчас только она  одна и сохраняла организацию  и структуру, которую могли использовать в своих целях принимавшие  христианство варварские короли. Велика также роль церкви и монастырей в  сохранении культурной традиции античности. В эпоху зарождения европейских  государств уровень образованности и грамотности резко упал сравнительно с римской эпохой. И только в  монастырях можно было встретить  грамотных и образованных людей, которые на протяжении многих столетий сохраняли и переписывали книги  и рукописи, тем самым сберегли их до нашего времени. Стоит заметить, что большая часть античного  литературного наследия дошла до нас в средневековых списках. 

3.Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации 

В мировой истории  Прединдустриальная цивилизация занимает особое место, как цивилизация переходного этапа, хронологические границы которой включают XVI-XVIII вв. Прединдустриальная цивилизация после тысячелетней паузы вернула Европе роль политического и экономического лидера. Плавное, замедленное, традиционное и предсказуемое развитие Средневековой цивилизации сменяется эпохой ускоренного исторического темпа, противоборства старых и новых традиций, форм духовной жизни, знаний и навыков, социальных, национальных и государственно-правовых институтов, нарастающей неустойчивости, неупорядоченности, кризисов и революций. Если Средневековье заложило основы европейского мира (государства в их нынешних границах, формы власти и политической культуры, языки), то Прединдустриальная цивилизация раздвинула границы ойкумены, расширила границы рынка, открыла дорогу капитализму, возродила человека, предоставила ему право выбора, возвеличила разум, изменила представления об окружающем мире и возможностях его познания, поставила вопрос о смысле жизни, испытала восторг и разочарование революции. 

Знаменательной  вехой в истории Прединдустриальной цивилизации стало Возрождение (XIV-XVII вв.), которое по своему значению сравнимо с первой интеллектуальной революцией VI-IV вв. до н.э. в Греции. Не случайно Возрождение начиналось с обращения к древнегреческому наследию и явилось началом эпохи гуманизма, продлившейся до середины XIX в. В эпоху Прединдустриальной цивилизации произошла Великая научная революция, которая заложила основы современной науки в различных сферах знаний. Научный переворот был связан и с Общетехнической революцией, ибо он подпитывался достижениями практики и удовлетворял ее запросы. Укреплялись и расширялись границы рынка, шел процесс первоначального накопления капитала, становления капитализма в торговле, промышленности, морском транспорте, частично в сельском хозяйстве (процесс огораживания в Англии). Прединдустриальная цивилизация бурное время предыстории капитала,но это и период стабильно-абсолютистского средневековья, когда формировались абсолютистские национальные государства. Великие географические открытия и морские путешествия привели к формированию мировых колониальных империй, среди которых первой стала Испания, а затем Англия. В Европе продолжалась дальнейшая консолидация единого исторического пространства, начало утверждаться господство материальной культуры, менялась социальная структура общества, стал появляться свободный собственник и предприниматель, возникла конкуренция и соревновательность, зарождалась новая идеология. 

Прединдустриальная цивилизация складывалась на иных принципах, нежели предшествующая ей цивилизация Средневековья. Какие же это принципы? 

Прежде всего это модернизация, т.е. разрушение самих устоев предыдущей традиционной цивилизации. Модернизация включала в себя: урбанизацию небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма. 

Формируется новая  система представлений о предназначении и роли человека. Человек предшествующей традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружавшей его природы  и общества, которые воспринимались как нечто неизменное, существующее согласно Божественным законам. Человек  Прединдустриальной цивилизации считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти. В глазах людей она лишается Божественного ореола. О власти судят по результатам ее действий. Не случайно, Прединдустриальная цивилизация это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир. Революция ключевое слово Прединдустриальной цивилизации.  

Меняется личность, тип человека. Человек Прединдустриальной эпохи мобилен, быстро приспосабливается к изменениям. Он ощущает себя частью крупной общности класса или нации, в то время как человек Средневековья был ограничен рамками своего сословия, корпорации, города, деревни. Происходят изменения и в системе ценностей массового сознания. Пропасть между массовым сознанием и сознанием интеллектуальной элиты уменьшается за счет роста грамотности и позже развития средств массовой информации. 

Категория: Культура мировых ц-ций | Добавил: pilot (28.05.2014)
Просмотров: 2970 | Теги: 24. В чём специфика развития Западн | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0