В XII веке в долине реки Урубамба возникло государство инков. Следует отметить, что инки — это не этнос, а правящий класс. За пять столетий инкское государствоТауантинсуйу превратилось в крупнейшую империю доколумбовой Америки. Одна из самых знаменитых крепостей инков — Мачу-Пикчу, находится именно в Перу. ИНКИ, индейское племя, обитавшее на территории Перу и создавшее незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андах. Империя инков, одна из двух империй, существовавших в Новом Свете во времена Колумба (другая – ацтекская), простиралась с севера на юг от Колумбии до Центрального Чили и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, севераЧили и северо-запада Аргентины. Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени.
Культура инков сформировалась относительно поздно.
Имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.
Основной отраслью производства эпохи инков было земледелие. Земля разрыхлялась палками, плуг был неизвестен. Возделывались маис, маниока, картофель, томаты, бобы, табак, кока и хлопок. Из домашних животных разводились ламы. Из ремёсел значительного развития достигли ткачество из хлопка и шерсти, гончарство (без гончарного круга), обработка золота, серебра, меди и бронзы. Кузнечные мехи были неизвестны — огонь раздувался через медные трубы. Неизвестны были и гвозди — доски связывались ремнями. Из камней, сложенных без цемента, строились здания, мосты и дороги. Вместо письменности использовались разноцветные шнурки с узелками (кипу). Их повседневная жизнь подчинялась сельскохозяйственному циклу, и под руководством знатоков они превратили империю в важнейший центр культивации растений. Андские народы практиковали преимущественно оседлое земледелие и крайне редко прибегали к подсечно-огневому земледелию.
В основании социальной пирамиды инкской империи находилась разновидность общины – айлью. Она была образована из семейных кланов, которые жили вместе на отведенной им территории, сообща владели землей и скотом и делили между собой урожаи.
Религия инков была тесно связана с государственным управлением. Бог-демиург Виракоча считался властителем всего сущего, ему помогали божества ниже рангом, среди которых более всего почитался бог солнца Инти. Почитание бога Солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Инки верили в бессмертие души. Религия и обычаи воздействовали на поведение людей. Этика и мораль инков сводились к одному принципу: «Ама суа, ама льюлья, ама челья» – «Не воруй, не лги, не ленись».
Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Ткачество из шерсти лам отличалось высоким художественным уровнем. Широко практиковалась резьба из полудрагоценных камней и раковин. Однако главным искусством инков было литье из драгоценных металлов.
В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Хотя инкская архитектура уступает майяской по богатству декора и ацтекской – по эмоциональному воздействию, ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом, ни в Старом Свете по смелости инженерных решений, грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи.
В Тауантинсуйу была богатейшая музыкальная культура. Народы империи использовали многочисленные духовые и ударные инструменты: продольные и поперечные флейты различные по размеру, высоте и строю флейты Пана , большой барабан и малый барабан, а также разнообразные идеофоны. | |
Просмотров: 1494 | | |