1. Понятие рынка.
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел
длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет,
от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным
оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о
том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно
сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной
инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок
есть творение коллективного человеческого гения.
В современной экономической литературе можно встретить самые различные
определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких
выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П.
Самуэльсон и других.
Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь,
публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались
попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл
определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же
момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.
Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей,
вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу
любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует
рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара,
подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок
как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен
товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с
другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных
посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской
премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство,
позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию,
рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в
понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение
спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
V рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них
самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть
собственником покупаемого или продаваемого товара;
V рынок – это система отношений между спросом и предложением;
V рынок – это совокупность отношений товарного обмена;
V рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм
производителей и потребителей товаров.
Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к
следующему определению:
Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами,
которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные
покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную
связь между производителями и потребителями экономических благ, между
которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось
договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей
собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную
передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и
общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая
форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения
труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на
свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы
цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее
экономных методов производства и наиболее эффективному использованию
ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению
доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые
технологии и высококачественные ресурсы.
Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим
свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми
считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты
или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в
конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность
долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в
системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства.
Для современного рынка характерно стирание национальных границ,
формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей
силы, капиталов и валют.
1. Функции рынка.
Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное
влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.
1. Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда
показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент
товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает,
перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той
экономической территории, которую он охватывает, информирует все
общество о состоянии экономики.
2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически
обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате
продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется
возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.
3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить?
Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и
межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и
ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики,
которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя
складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно,
индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь
общественно необходимые затраты и соответственно общественные,
рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и
уровень предложения товарной массы.
5. Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный
уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого
товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и
представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою
очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности
потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает
соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
6. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное
изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами.
Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе
развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый,
мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно
свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной
России.
7. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает
санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное,
очищает общественное производство от устаревших отраслей,
экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу
отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно
очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он
ускоряет гибель слабых хозяйств.
8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует
товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других.
Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет,
что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое
разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
III. Позитивные и негативные стороны рынка.
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила
преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной
системой. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка
есть, как положительные, так и отрицательные стороны.
1. Позитивные стороны рынка.
Рынок как определенный механизм распределения и использования
ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на
добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и
оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно
отметить следующие проявления этого влияния:
V Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для
командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный
голод, очереди и т.д.;
V Эффективное распределение и использования ресурсов для производства
необходимых обществу товаров и услуг;
V Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма
ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные
ресурсы;
V Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям
производства;
V Оптимальное использование достижений науки и техники;
V Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
V В рыночной экономике не существует производства ради производства, в
центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано
производство;
V Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
V Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение
качества продукции;
V Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
V В определенной мере создает саморегулирующуюся систему
хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая
эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.
2. Негативные стороны рынка.
Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно
указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма
на экономическую и социальную жизнь общества:
V Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.
Такими факторами являются различные формы монополизма, которые
деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
V Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и
общественного назначения;
V Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание
пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
V Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
V Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
V Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в
частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет
работать;
V Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и
услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание
детей и т.п.);
V Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий
и часть населения;
V Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных
исследований в науке;
V Неспособность структурных изменений производства, организации
денежного обращения, решения региональных и межгосударственных
проблем;
V Нестабильность развития и подверженность спадам производства и
инфляционным процессам;
V Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и
т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому
поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это
специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и
т.д.
| |
Просмотров: 1855 | | |