Знакомьтесь, находите любовь, друзей и компанию на вечер в нашем телеграм боте! 😍


5. Рынок: возникновение, понятие, функции. Позитивные и негативные стороны рынка.
 1. Понятие рынка.
 В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел
длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет,
от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным
оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о
том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно
сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной
инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок
есть творение коллективного человеческого гения.
 В современной экономической литературе можно встретить самые различные
определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких
выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П.
Самуэльсон и других.
 Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь,
публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринимались
попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл
определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же
момент платят за одни и те же товары одинаковую цену.
 Английский экономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей,
вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу
любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует
рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара,
подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок
как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен
товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с
другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных
посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской
премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство,
позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию,
рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в
понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение
спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
 V рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них
 самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть
 собственником покупаемого или продаваемого товара;
 V рынок – это система отношений между спросом и предложением;
 V рынок – это совокупность отношений товарного обмена;
 V рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм
 производителей и потребителей товаров.
 Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к
следующему определению:
 Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами,
которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
 Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные
покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную
связь между производителями и потребителями экономических благ, между
которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось
договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей
собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную
передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и
общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая
форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения
труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на
свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы
цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее
экономных методов производства и наиболее эффективному использованию
ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению
доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые
технологии и высококачественные ресурсы.
 Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим
свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми
считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты
или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в
конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность
долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в
системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства.
Для современного рынка характерно стирание национальных границ,
формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей
силы, капиталов и валют.

 

1. Функции рынка.
 Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное
влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.
 1. Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда
 показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент
 товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает,
 перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той
 экономической территории, которую он охватывает, информирует все
 общество о состоянии экономики.
 2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически
 обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате
 продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого их них появляется
 возможность выбрать подходящего покупателя и нужного продавца.
 3. Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить?
 Как производить? Для кого производить? На основе межотраслевой и
 межрегиональной конкуренции идет бесконечный перелив капиталов и
 ресурсов, что в конечном счете формирует такую структуру экономики,
 которая отвечает требованиям рынка, требованиям потребителей.
 4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя
 складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно,
 индивидуальные стоимости и цены. Между тем, рынок признает лишь
 общественно необходимые затраты и соответственно общественные,
 рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и
 уровень предложения товарной массы.
 5. Стимулирующая функция. Ориентировка рыночных цен на общественный
 уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого
 товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и
 представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою
 очередь рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности
 потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает
 соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
 6. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное
 изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами.
 Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе
 развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый,
 мучительный, болезненный, но он – реальность. Об этом наглядно
 свидетельствует структурная перестройка хозяйства в современной
 России.
 7. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смысле рынок напоминает
 санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное,
 очищает общественное производство от устаревших отраслей,
 экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу
 отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно
 очевидно, что и этот процесс болезненный, мучительный, ибо он
 ускоряет гибель слабых хозяйств.
 8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует
 товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других.
 Общеизвестно, что средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет,
 что в среднем из каждых трех начинающих предпринимателей, двое
 разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
 III. Позитивные и негативные стороны рынка.

 Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила
преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной
системой. Но это не означает, что рынок – панацея от всех бед. У рынка
есть, как положительные, так и отрицательные стороны.

  1. Позитивные стороны рынка.
 Рынок как определенный механизм распределения и использования
ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на
добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и
оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно
отметить следующие проявления этого влияния:
 V Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для
 командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный
 голод, очереди и т.д.;
 V Эффективное распределение и использования ресурсов для производства
 необходимых обществу товаров и услуг;
 V Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма
 ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные
 ресурсы;
 V Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям
 производства;
 V Оптимальное использование достижений науки и техники;
 V Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
 V В рыночной экономике не существует производства ради производства, в
 центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано
 производство;
 V Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
 V Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение
 качества продукции;
 V Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
 V В определенной мере создает саморегулирующуюся систему
 хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая
 эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

2. Негативные стороны рынка.
 Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно
указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма
на экономическую и социальную жизнь общества:
 V Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.
 Такими факторами являются различные формы монополизма, которые
 деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
 V Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и
 общественного назначения;
 V Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание
 пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;
 V Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
 V Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;
 V Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в
 частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет
 работать;
 V Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и
 услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание
 детей и т.п.);
 V Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий
 и часть населения;
 V Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных
 исследований в науке;
 V Неспособность структурных изменений производства, организации
 денежного обращения, решения региональных и межгосударственных
 проблем;
 V Нестабильность развития и подверженность спадам производства и
 инфляционным процессам;
 V Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и
 т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому
 поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это
 специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и
 т.д.

 

Категория: Экономика | Добавил: pilot (07.01.2015)
Просмотров: 1855 | Теги: понятие, функции. Позитивные и негативные ст, 5. Рынок: возникновение | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0