Знакомьтесь, находите любовь, друзей и компанию на вечер в нашем телеграм боте! 😍


15. Социальная группа. Типы социальных групп и их классификация.

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Группы появляются непреднамеренно, случайно, в них отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействия, как правило, бывают односторонними (например» только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные, неустойчивые группы называются агрегациями, квазигруппами. Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям; совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления. Именно такой контроль деятельности сообщества и определяет его как социальную группу. Солидарность необходима развивающейся группе для идентификации каждого члена группы с коллективом. Только в том случае, если члены группы могут говорить «мы», формируются устойчивое членство группы и границы социального контроля. В социальных категориях и социальных агрегациях социальный контроль отсутствует, так как это чисто абстрактные выделения сообществ по одному признаку. Конечно, у индивидов, входящих в категорию, можно заметить определенную идентификацию с другими членами категории (например, по возрасту), но социальный контроль здесь практически отсутствует. Социальный контроль усиливается по мере превращения квазигрупп в социальные группы. Собственно социальные группы также обладают различной степенью социального контроля. Так, среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы – классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем. Он может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. Со снижением размера группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий. Необходимо проанализировать различные социальные общности для того, чтобы понять, как протекает процесс группообразования и формирования социальных структур. 1.2. Квазигруппы Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1) спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. 1.2.1. Аудитории. Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации). Аудитория – это сложное и неоднородное социальное образование, что связано прежде всего с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств и различных культурных норм и ценностей. Если одна часть аудитории ставит барьер на пути усвоения информации, которая не соответствует их культурным стереотипам, то другая часть живо воспринимает ее. Следовательно, любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей, которые называются социальными кругами, составить общее мнение относительно каких-либо событий. 1.2.2. Толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики: 1. Внушаемость. Люди. находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства. 2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов. 3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций. 4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое. Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения. 1) Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. 2) Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д. Все это – виды обусловленной толпы. 3) Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т. д. 4) Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Чаще всего при исследовании социальных процессов действующей толпе придается большее значение, чем всем другим видам толпы.  Одной из важных форм действующей толпы является сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер.  Другая важная форма действующей толпы – восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Такая толпа отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп, преследующих свои цели, но действующих в критический момент сходным образом. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным влияниям извне, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы. Механизмы образования толпы, иррациональное и часто деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов. Некоторые теоретики определили поведение толпы (особенно действующей) как продукт групповой «инфекции», в результате которой индивиды во многом теряют свою самоидентификацию и даже самоконтроль. Другим направлением изучения толпы стала теория «возникающих норм», разработанная американским социологом Ральфом Тернером в 1964 г. Согласно этой теории, поведение толпы является уникальным феноменом, заключающимся в том, что в ходе взаимодействия в толпе возникает и начинает быстро развиваться комплекс специфических норм. Исследования последних лет показали, что теория «возникающих норм» в целом верно объясняет процессы, происходящие в толпе. Отсюда следует, что для управления поведением толпы важно определить источники возникновения норм, их носителей и возможности целенаправленного воздействия на их создателей. 1.2.3. Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Однако в этом определении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Итак, социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги – это общности дискутирующих людей. Индивиды, формирующие социальные круги, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии (так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание на улице людей, обсуждающих политические события, и т.п.); 2) принадлежность к определенной субкультуре (например, деловые круги, объединяющие бизнесменов, круги высших слоев общества, круги профессионалов, обсуждающих специфические, узкопрофессиональные вопросы, и т.д.). Существуют несколько разновидностей социальных кругов, в основном представленных в классификации Я. Щепаньского. 1) Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. 2) Профессиональные круги, или круги коллег, – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. 3) Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке. 4) Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга. Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, потому, что они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается, преобразуется и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах. Во-вторых, потому, что социальные круги – это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий. Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то коротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура. 1.3. Характеристика и классификация социальных групп Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Данное понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии. В основе объединения в группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей. Социальная группа - это связующее звено между отдельным человеком и обществом в целом, Но группа - это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Общество и отдельный индивид живут по законам группы. Социологи утверждают, что такие свойства личности, как направленность интересов, характер, речь и мышление, самоконтроль формируются в результате групповой деятельности и общения. В группе формируются нормы и правила, обычаи и традиции, ритуалы и церемонии. Другими словами, закладываются основы социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее. До настоящего времени общепринятой трактовки и типологии группы не существует ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Так, например, российский социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в структуре социального разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как объединение индивидов, общающихся друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В предоставленных определениях социальной группы выделяются три основные черты:  взаимодействие,  принадлежность,  единство. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: •  устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространственно-временном измерении; • относительно высокой степенью единства и сплоченности; •  отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием устойчивых признаков, характерных для всех индивидов, которые входят в группу; • принадлежностью к более широким общностям людей в качестве структурных образований. Социальные группы необходимы человеку для удовлетворения его потребностей и жизнеобеспечения. Н. Смелзер выделяет следующие функции групп: • социализации, которая обусловливает развитие человека, овладение им необходимыми социальными умениями и навыками; • инструментальную, которая обеспечивает организацию совместной деятельности людей; бригада рабочих, футбольная команда, отряд спасателей, команда КВН - все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе; • экспресивную, которая удовлетворяет эмоциональные потребности людей в одобрении, уважении, доверии; человек получает удовольствие от общения с близкими и понимающими его людьми группы; •  поддерживающую, когда люди стремятся к объединению друг с другом в трудных ситуациях; они ищут психологическую поддержку именно в группе, чтобы ослабить чувства тревоги, беспокойства и неопределенности. Перед лицом опасности люди стремятся психологически сблизиться друг с другом. Не случайно существует поговорка, что «на миру и смерть красна». Изучение социальных групп необходимо начинать не только с исходных определений, но и с классификации, которая позволяет назвать основные виды групп и определить динамику группового и межгруппового взаимодействия. Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования. В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе. Проведенный Юбэнком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации: – на основе этнической или расовой принадлежности; – на основе уровня культурного развития; – на основе типов структуры, существующей в группах; – на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях; – на основе преобладающих типов контактов между членами группы; – на основе различных видов связей, существующих в группах; – на других принципах. Основания классификации зависят от цели исследования, которая, как правило, содержится в классификации лишь имплицитно (скрыто). Разнообразие исследовательских интересов делает невозможным описание всех имеющихся в научном обиходе оснований классификации социальных групп. Однако наиболее репрезентативные группы необходимо рассмотреть. 1.3.1. Условная и реальная группы. Условная группа людей объединена по определенному, выделенному признаку: возраст, пол, профессия, национальность и т.д. Люди, которые входят в условную группу, не имеют никаких объективных взаимоотношений и могут не знать ничего друг о друге. Реальные группы как общности людей в определенном пространстве и времени характеризуются объективными, взаимными контактами; различаются между собой по величине, внешней и внутренней организацией, предназначению и значимости. Реальные группы объединяют людей, которые имеют общие цели и интересы в той или иной области жизнедеятельности. 1.3.2. Первичная и вторичная социальные группы. Все многообразие социальных групп в обществе следует также разделять на первичные и вторичные, как это сделал американский социолог Ч. Кули. Первичные группы – это контактные группы, когда взаимодействие происходит непосредственно, «лицом к лицу». В этом случае участники объединены эмоциональной близостью. К первичной группе относится прежде всего семья, которая играет существенную роль в социализации личности. Это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Социологи называют первичными такие группы, которые характеризуются межличностным взаимодействием и взаимной поддержкой. В качестве примеров подобных групп можно назвать компанию друзей или узкий круг коллег по работе. В критических и аварийных ситуациях отдают предпочтение первичной группе; как правило, проявляют преданность друг к другу члены первичной социальной группы. Вторичные группы – это дискретные группы, которые характеризуются безличным взаимодействием субъектов, обусловленным официальными организационными отношениями. Значимость субъектов вторичных групп друг для друга определяется не их индивидуальными свойствами, а умениями выполнять те или иные функции. Люди входят во вторичные группы на основе желания получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды и преимущества. Примерами таких групп являются производственные организации, профсоюзы, политические партии. Вторичные группы возникают для реализации определенных общесоциальных целей. Например, объединение ученых в ассоциации или политиков в политические партии. В этих группах особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Они опираются на институциализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется нормами и правилами. Большинство социологов связывают понятие «вторичная группа» с большими объединениями людей, например территориальными общностями, нормативное поведение и групповая сплоченность которых регулируется социальными интересами. 1.3.3. Формальная и неформальная группы. В основу такого деления кладется структура группы, т.е. существующее в ней относительно постоянное сочетание форм межличностных отношений. Структура группы определяется как внешними, так и внутренними факторами. Формальную (официальную) структуру группы определяет внешняя зависимость. В соответствии с такой зависимостью члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным образом. Если, например, взять производственную организацию, то характер взаимодействия в ней обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми нормами. Формальная структура существует для того, чтобы обеспечить выполнение официальных задач. Это отражено в официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах. Социальные связи, составляющие формальную структуру, обезличены. Неформальная структура определяется внутренними факторами. Она выступает результатом личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей адаптивностью и гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальное отношение друг с другом, для того чтобы реализовать свои потребности - в общении, привязанности, дружбе, получении помощи, проявлении доминирования, уважения и т.д. Неформальные связи возникают спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы людей, объединенные общими интересами. 1.3.4. Интерактивная и номинальная группы. Главная задача ряда социальных исследований заключается в изучении роли особенностей динамики группового взаимодействия при принятии решения. Исходя из этого, выделяются интерактивные и номинальные группы. Группы, члены которых непосредственно взаимодействуют друг с другом в целях принятия общего решения, например, студенческая, дискуссионная, ревизионная комиссия и др., называются интерактивными. В номинальной группе, наоборот, каждый из ее членов действует относительно изолированно от других. На промежуточных стадиях работы субъекты национальной группы обеспечиваются информацией о деятельности друг друга и имеют возможность изменять свои мнения. Здесь следует говорить о косвенном взаимодействии. Номинальная группа превосходит интерактивную на всех этапах решения проблемы, кроме этапа синтеза, когда высказанные членами группы идеи сравниваются, анализируются, обсуждаются и классифицируются. В итоге делается вывод о необходимости сочетания номинальной и интерактивной форм, поскольку это приводит к выработке групповых решений более высокого качества. 1.3.5. Гетерогенная и гомогенная группы. Представляет самостоятельный интерес такая характеристика, как состав группы. Полученные социологические данные показали, что гетерогенные (разнородные) группы, субъекты которых различались по квалификации и опыту, обычно принимали решение более высокого качества, чем гомогенные (однородные) группы. Однако гомогенные группы, субъекты которых имели сходство в квалификации и опыте, имели другие преимущества. Эти группы способствовали удовлетворенности их субъектов и уменьшению между ними конфликтности. В данном случае была гарантия того, что в ходе совместной деятельности группы ни один из ее субъектов не будет доминировать. 1.3.6. Референтные группы. Термин «референтная группа» впервые был введен в научный оборот социологом Мустафой Шерифом в 1948 году. Личность испытывает многообразные воздействия со стороны различных групп. Сила влияния той или иной группы на человека зависит от множества факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда социальная группа является референтной (эталонной) для данной личности. Это  группа, с которой личность отождествляет, идентифицирует себя и в которую она стремится попасть, а потом уже и занять в ней достойное место. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают в качестве эталона деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы. Данное явление описано Мольером в комедии «Мещанин во дворянстве». Ее герой Журден, принадлежа к мещанскому сословию, во всем хочет походить на дворянина. Поэтому он заказывает платья, какие носят дворяне, берет уроки у учителей танцев, фехтования и даже философии, чтобы во всем быть похожим на дворянина. С полным основанием можно сказать, что для мещанина Журдена референтной группой является дворянское сословие. В социологии подобное явление обозначается специальным термином «предвосхищающая социализация», который обозначает усилия индивида, направленные на формирование своего поведения с целью получения доступа в группу с более высоким социальным статусом. Различают нормативные и сравнительные функции референтной группы. Нормативная функция проявляется в том, что референтная группа является источником стандартов поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Например, эмигрант, приезжающий в другую страну, пытается как можно быстрее освоить нормы, традиции, культуру коренных жителей, чтобы быть принятым в их сообщество. Сравнительная функция группы заключается в том, что индивид не хочет входить в другие группы или получить их расположение, но использует их как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Индивид может обращаться к референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени правомерности своих поступков, для сравнения своих успехов в тех или иных областях. Возможны также и негативные референтные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в дистанцировании. Это группы, которые символизируют что-либо неприемлемое для данного индивида. Каждый человек входит не в одну, а в несколько референтных групп. Бывает, он ориентируется на ценности и нормы одной группы, а в другой ситуации на другую группу. Иногда референтность некоторых двух различных по своим нормам и традициям групп для одной и той же личности может привести ее в положение маргинальности. Маргиналъностъ – это социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социально-психологического состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные присоединиться к новым общностям (в большинстве случаев по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают кризис своего самосознания. Под маргиналами понимаются индивиды которые формируются на границах социальных слоев и структур и в рамках процесса перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. И новый мастер на промышленном предприятии, и сельский житель, переехавший в большой город – это маргинальные личности со всеми присущими им проблемами адаптации и самореализации. Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута Р.Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы причин социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что развитие общества начинается тогда, когда маргинальные слои консолидируются в социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям. 1.4. Особенности малых групп. Почему ученые придают такое большое значение изучению малых групп? Если представить себе, что численность населения нашей планеты превышает 6 миллиардов человек и каждый из нас принадлежит не к одной, а к нескольким малым группам, то станет понятным, почему научный мир заинтересовался этим феноменом. Но дело не только в количественном показателе этого явления, но и в той социальной силе, с которой группа действует на своего члена. 1.4.1. Понятие малой группы Основоположником учения о малых группах считают американского социолога Ч.Х. Кули, который в начале XX века ввел понятие «первичная группа». Его концепция до сих пор является классической теоретической основой для анализа малых групп. Последние он классифицировал как первичные группы, понимая под ними такие, которые характеризуются тесными взаимными контактами «лицом к лицу», интимными связями. Следовательно, малые первичные группы могут иметь различные основания для объединения, однако люди, принадлежащие к таким группам, должны обязательно сами участвовать в их деятельности, в какой-то мере реализовывать общие цели, поддерживать друг друга. Понятие малой первичной группы (как и его содержание) является в западной социологии общепринятым и широко используется в различных научных исследованиях. Содержательная сторона классификации малых групп наиболее цельно представлена в работе М. Шоу «Групповая динамика». Проанализировав более полутора десятков определений малой социальной группы, М. Шоу классифицировал их по следующим основаниям: – с точки зрения восприятия членами группы отдельных партнеров и группы в целом; – с точки зрения мотивации членов группы; – с точки зрения групповых целей; – с точки зрения организационных (структурных) характеристик группы; – с точки зрения взаимозависимости; – с точки зрения характера взаимодействия членов группы. Можно привести некоторые определения понятия «малая группа». Дж. Хомапс: малая группа – это определенное число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, достаточно малочисленных и имеющих возможность контактировать друг с другом без посредников. Р. Мертон: малая группа – это некоторое количество людей, которые взаимодействуют друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, считаясь членами данной группы с точки зрения «значимых других». Р. Бейлз: малая группа – это число людей, активно взаимодействующих между собой в течение более чем одной встречи лицом к лицу, так что каждый получает определенное представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого индивидуально, реагировать на него либо во время встречи, либо позже нее. Малую группу можно определить как психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Признак группы состоит прежде всего в том, что изменение одной части группы изменяет состояние всех других частей. Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют: – прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; – наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств; – внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей; – общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев я форм поведения; – определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Групповые взаимодействия охватывают всю систему жизнедеятельности личности. В одни группы мы входим по социальному долгу, обязанности, возможностям обеспечить свои материальные потребности, в другие – по духовным, интеллектуальным соображениям, чтобы удовлетворить свои эмоциональные и духовные интересы. Именно эта всеобъемлющая роль социальных групп в жизнедеятельности человека и общества стимулирует потребность их научного исследования. Американский социолог, исследователь малых групп Т.М. Миллз предлагает выделить четыре направления, определяющие изучение малых групп. 1. Прагматическое направление. Процессы, происходящие в группах, имеют первостепенное значение для истории общностей, а их динамика воздействует на образ жизни и быт людей. Например, группа политических лидеров может принудить всю нацию изменить социально-экономический путь страны. 2. Социально-психологическое направление. Малая группа представляет собой поле столкновения социальных и индивидуальных давлений, под которыми постоянно находится индивид. Поэтому малая группа является благоприятной основой для наблюдения за характером этих взаимодействий. Научный анализ позволяет выявить общие законы такого механизма, а значит, предвидеть характер группового поведения. 3. Социологическое направление. Непосредственно призвано реализовать задачу познания процессов и явлений, происходящих в малых группах, на основании научной методологии, теории и методов эмпирического анализа. В рамках научных исследований решаются вопросы новых концепций, отвечающих изменениям, происходящим в социальной реальности. 4. Системное направление. Четвертое направление более претенциозно. Малые группы представляют собой социальные системы особого типа – микросистемы. В определенной мере в них в миниатюре представлены все социальные черты: лидерство, разделение труда, система символов, способы взаимодействий, иерархия престижа, идеология, мифы, традиции и т.д. Поэтому изучение малых групп дает возможность строить теоретические модели общества. 1.4.2. Размеры малой группы Вопрос о размерах малых групп традиционно обсуждается в социологии [5.1]. Как правило, говорят о континууме: верхнем и нижнем пределах группы. Значительное число отечественных ученых-психологов (К.К. Платонов, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская) сходятся на том, что нижним пределом группы является диада (два человека), хотя в научной литературе высказывается мнение, что группа начинается только с триады (три человека). Последнее связывается с тем, что диада не может претендовать на роль универсальной модели малой группы, представляя собой лишь одну из разновидностей последней. Верхний предел малой группы колеблется (по различным источникам) от той же триады до 35–40 человек. При этом ученые справедливо обращают внимание на факт достаточно ограниченного характера внутригрупповых отношений в больших по численности группах. Что касается малой группы, то независимо от того, является ли она первичной или нет, между ее членами существует особого рода социальная связь, предполагающая частый личный, непосредственный, заинтересованный контакт между всеми членами группы. Такой контакт возможен только в сравнительно небольших по объему группах, а поэтому частые межличностные контакты в группах по 17–20, а особенно 35–40 человек кажутся маловероятными или редкими. В частности, исследования, проведенные отечественными социологами, показали, что неформальные молодежные группы подростков насчитывают от 2–3 до 8 человек (примерно 70 % групп) и от 8 до 12 человек (около 30 % групп). К малым социальным группам могут принадлежать и высоко формализованные целевые объединения (целевые группы), например бригада на производстве. Последняя также варьируется в размерах от 5–8 до 16–18 человек. Однако даже в этом случае групповые контакты утрачивают некоторые свойства малой группы. В частности, постоянство связей между членами группы и взаимовлияние друг на друга. Исследования также показывают, что в группах более семи человек часто происходит "разделение" на подгруппы, т.е. выделяются и объединяются лица, преследующие свои, отличные от целей группы, интересы. Это может привести к распаду группы. Следовательно, будет естественным призвать, что верхним пределом малое группы является объединение 5– 7 человек. Можно утверждать, что необходимы дальнейшие исследования и существенные уточнения характеристик формальных и неформальных групп, выявление как общих, так и специфических особенностей тех и других.

 

Категория: Социология | Добавил: pilot (07.01.2015)
Просмотров: 2506 | Комментарии: 1 | Теги: 15. Социальная группа. Типы социаль | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0