Знакомьтесь, находите любовь, друзей и компанию на вечер в нашем телеграм боте! 😍


16. Социальные институты. Функции социального института. Классификация институтов.

Поскольку в научной литературе существуют различные определения социального института, не позволяет ученым выделять ИИ различные их элементы

Например, Дж Бернард и Л Томпсон выделяют следующие элементы социального института:

• цели и задачи, принадлежащие к внешним функций института;

• образцы или правила поведения;

• символические черты;

• утилитарные черты;

• устные и письменные традиции

Я Щепанский выделяет следующие элементы социального института:

1 - цель и сфера деятельности социального института;

2 - функции, предусмотренные для достижения цели;

3 - нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

4 - средства и установки по достижению целей и реализации функций, включая соответствующие санкции

По мнению С Фролова, более правильно говорить не об элементах, а об институциональных признака, т.е. черты и качества социальных институтов Таких, по его мнению, пять:

1 - установки и образцы поведения (например для семьи - привязанность, уважение, ответственность, для государства - лояльность, субординация, легальность);

2 - культурные символы (для семьи - кольца, брачный ритуал, для государства - герб, флаг, гимн, для бизнеса - фабричная марка, патентный знак, для религии - крест, иконы, святыни);

3 - утилитарные культурные черты (для семьи - дом, квартира, мебель, для образования - классы, библиотека, для государства - учреждения и организации);

4 - устные и письменные кодексы поведения (для государства конституция, законы, для бизнеса - контракты, лицензии);

5-идеология (для семьи - совместимость, индивидуализм, для бизнеса - монополии, свобода торговли, право на труд, для религии - православие или католицизм)

Характеристика основных элементов социального института позволяет сделать вывод, что последние представляют собой огромную социальную систему, которая существует длительный исторический период времени, удовлетворяет фундаментальных нтальни потребности общества, обладает легитимной силой и моральным авторитетом.

Социальные институты классифицируют по различным критериям

Согласно общественно значимых потребностей и выполняемых ими задач, социальные институты разделяют на:

1 Экономические институты, регламентирующие социальные отношения в сфере хозяйственной деятельности, производства, распределения и потребления материальных благ, услуг Это - собственность, деньги, заводы, рынок, бан нки, торговля, трудовая деятельностьть.

2 Политические институты, связанные с получением власти, ее осуществлением, распределением, защитой Это - государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно-политические органы изациії.

3 Социальные институты - организуют добровольные объединения, регулирующих повседневную поведение людей, межличностные отношения

4 института культуры и воспитания, связанные с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей Это - образование, наука, религия, брак, художественные учреждения и организации

Несколько отличной является классификация социальных институтов в западных социологов Критерием классификации социальных институтов могут быть сферы, виды деятельности, функции, уровень и характер организации Г Спен нсер выделил три типа социальных институтов: 1) репродуктивные, те что продолжают род, 2) распределительные; 3) регулирующаяючі.

Я Щепанский выделяет следующие виды социальных институтов:]) экономические, занимающихся производством, обменом и распределением материальных благие услуг, 2) политические, связанные с установлением, поддержания ям власти, 3) воспитательные и культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения; 4) социальные, регулирующие взаимодействие сообществ, 5) религиозноі.

Р Миллз выделяет: 1) экономические, организуют хозяйственную деятельность, 2) политические - институты власти, 3) семейные - институты, регулирующие половые отношения, 4) военные, 5) религиозные

По критерию способа регулирования поведения людей в рамках определенных институтов выделяют формальные и неформальные социальные институты Формальные институты характеризуются тем, что имеют признак - это взаимодействий действие между субъектами, осуществляется на основе формально согласованных или зафиксированных правил, законов, регламента, положений Формальные институты играют большую роль в сплочении общества К таким и Института относятся армия, государство, школа Неформальные социальные институты, хотя и регламентируются в социальных действиях, они не оформлены законом Социальный контроль в таких институтах устанавливается по к мощью норм, закрепленных в общественном мнении, традициях, обычаях Это могут быть различные объединения по интересам, культурные и социальные фонд фонди.

Каждый институт выполняет свою характерную для него социальную функцию Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как отдельных видов социальной системы и Наиболее значимыми среди них естьє:

• репродуктивная, закрепление, обогащение и воспроизведение на новом уровне или в определенной области общественных отношений Благодаря ей социальный институт транслирует опыт, ценности, нормы культуры из поколения в пок коленной;

• регулятивная и социального контроля Функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;

• интегративная, сплочения общества Эта функция включает процессы сплочения, взаимозависимости и взаимо-ответственности членов социальных групп, которые происходят под влиянием институциолизованих нор рм, правил, санкций и систем ролей В целом обеспечивает социальную стабильность обществва.

• коммуникативная или привлечения людей к деятельности направлена ??на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизнедеятельности Каждая из этих функций с находит свое конкретное воплощение в различных социальных институтах Функции, осуществляющие институты, со временем меняются Скажем, функцию образования и социальной помощи бедным, которую раньше выполняли а церковь, впоследствии приняла на себя государство, создав разветвленную ветвь учреждений, работающих в заданном направлениерямі.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое его действие называется дисфункцией Например, функция института образования - готовить всестороннее развитие специалистов Но если он не дел вляеться с данной задачей, то необходимых специалистов он не получит: школы и вузы выпустят в жизнь людей с не полным багажом знаний Таким образом, функция института превращается в дисфункцийцію.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества Она может рассматриваться как дисфункционального, если работает не на его; ния, а на разрушение Рост дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации обществва.

Среди самых распространенных дисфункций выделяют:

- несоответствие института конкретным потребностям общества;

- неопределенность функций социального института;

- снижение авторитета социального института в обществе;

- институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями, меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных людей

Под \"динамикой социальных институтивь1'розугмиютьтры взаимосвязанных процесса: жизненный цикл института с момента его появления и до исчезновения, выполнение им своих функций, появление и преодоление дисфункций й; эволюция института - возникновение новых и отмирание старых функциинкцій.

В жизненном цикле института выделяют несколько стадий

1 - возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, регулирование общих целей;

2 - появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, которая осуществляется методом проб и ошибок;

3 - появление процедур, связанных с нормами и правилами;

4 - институциализация норм и правил, процедур, т.е. их принятия, практическое применение;

5 - установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

6 - создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

7 - период формализации социального института Правила перестают быть средствами, регулирующих деятельность и становятся самоцелью В институте начинается господство правил Это возникает из-за чрезмерного стремления к аккуратности и компетентноститі;

8 - период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый

Эволюцию социальных институтов можно проследить на примере институт семьи, который прошел такие этапы как групповой брак, полигамия и моногамия Исторически изменялись роли мужа и жены, свадебные и обряды, методы воспитания детей и др. Начиная с середины XIX в почти во всех кранах мира наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи Молодые люди получают свободу в выборе брачного партнеру и освобождаются от контроля родителей Развод становится более легким Уменьшается количество детей в семье Сегодня проявляется большая терпимость к добрачного сексуального опыта обоих партнеров и тів і т.д.

Кроме жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие \"динамика институтов\" необходимо включать взаимодействие институтов, может принимать самых разных форм, от сотрудничества к конкуру Энке Если институт производства успешно осуществляет свои функции, экономика процветает, доходы населения увеличиваются, то из государственного бюджета, больше, чем раньше, поступает средств на развитие других со ных институтов: образования, науки, культуры и т.д. Но если образование плохо выполняет свои функции готовит работников устаревшей квалификации, то страдает производство, а через него и все другие, тесно связан ни с ним институты общества И наоборот, если производство находится в кризисном состоянии и доходы государства снижаются, то в государственной школе нечем заплатить зарплату учителям, а ученикам не за что ку пить учебники Таким образом, экономический кризис ведет за собой кризис образования Обе они относятся к институциональным крититуційних криз.

Категория: Социология | Добавил: pilot (07.01.2015)
Просмотров: 2539 | Теги: 16. Социальные институты. Функции с | Рейтинг: 1.0/1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0