2. Определение общества в социологии. Признаки общества
Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в юриспруденции, и в истории, и в других науках. Каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей стороны и дает ему своеобразную трактовку. В результате складывается комплекс теорий, концепций, мнений о том, что есть общество, какова его сущность, отличительные признаки и особенности развития. В социологии имеются различные трактовки понятия общества. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль человеческих отношений». Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее полно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество - это такой тип социальной системы, который обладает высшей степенью самодостаточности относительно своей среды. В качестве универсального, наиболее широкого определения общества можно привести следующее: общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, социальными общностями, организациями и институтами, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими отличительными признаками общества являются следующие: социальность (данное качество выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий); способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми; территория, на которой разворачиваются социальные взаимодействия; социальное пространство и социальное время (это дает возможность установить социальные координаты человека); высокий уровень самоуправления и саморегуляции (общество обладает высокой степенью самодостаточности, что позволяет без вмешательства извне сохранять высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство); социальные институты - устойчивые, организованные формы деятельности социальных групп, общностей, индивидов, обеспечивающие устойчивость и динамичность в развитии общества; любые изменения и события, происходящие в обществе, не осуществимы без участия сознания, воли и целенаправленной деятельности людей; наличие определенной социальной структуры Все указанные признаки, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность и возможность его дальнейшего развития как единой и сложно структурированной системы. Первичным элементом общества, его системообразующим ядром является социальная подсистема. В ее состав входят социальная и этнонациональная структуры общества, территориальная и профессиональная, социально-демографическая, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности, группы. Экономическая подсистема включает производство, распределение товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, специфические органы и учреждения (финансы, банки и прочее). Политическая подсистема представляет собой совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций и прочее. Социокультурную подсистему образуют институт образования, организации и учреждения культуры, СМИ, искусство, мораль, религия, философия и т.п. Все эти подсистемы в своем взаимодействии образуют целостную систему общества. Итак, общество представляет собой особый, сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, всех институтов и общностей, локализованных в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Механизмы саморегуляции позволяют поддерживать целостность, упорядочивать отношения между его отдельными элементами, интегрировать в сложившуюся структуру социальные новообразования, подчинять своей логике основные массы населения. 3. Типы обществ и их классификация. Эволюция общества
Общество является крайне сложным, многоуровневым образованием. Этим термином можно определить и население современного Китая, и несколько десятков жителей тропического поселка в экваториальной Африке. Для того, чтобы классифицировать все многообразие существовавших ранее и существующих ныне обществ, исследователи используют различные критерии. Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под первым понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, основанное на традиционных способах социокультурной регуляции (нормы табу, религия, мораль). В нашем сегодняшнем понимании - это примитивное, отсталое общество, для которого характерны низкие темпы развития производства, большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям. Термин «индустриальное общество» впервые ввел в научны оборот французский ученый А. Сен-Симон, подчеркнув тем самым иную производительную основу общества. Другими важными чертами этого общества являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Различные авторы в своих теоретических построениях вводят дополнительные штрихи к описаниям традиционного и индустриального общества. Так К. Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, основу различий между которыми составляет соотношение социального контроля и свободы индивида. Племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, является закрытым, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, - открытым. В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ, получившую широкое распространение, особенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, объединенные этими двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, человечество в своем историческом развитии прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая общественно-экономическая формация, которую описывает Маркс, носит название коммунистической (или социалистической). Она должна была наступить в будущем. Современная социология использует все типологии, объединяя их в единую синтетическую модель, автором которой считают американского социолога Д. Белла. Он разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, образ жизни, социальная структура общества. В доиндустриальном обществе, которое называют традиционным, определяющим фактором развития было сельское хозяйство, а главными институтами - церковь и армия. В индустриальном - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретические знания во главе с университетом как местом производства и сосредоточения знаний. Переход индустриального общества в постиндустриальную стадию сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства (подобные процессы наблюдаются в США и Японии). Рассматривая процессы эволюции общества, различные стадии его развития, социологи выявили ряд закономерностей. Одна из них получила название закона ускорения истории - на каждую последующую стадию в развитии общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Вторая закономерность гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. В тех случаях, когда ускорение социального развития приводит к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это понятие включает в качестве составных частей экономический, технический и культурный прогрессы. Процесс, противоположный прогрессу, называется регрессом. Он означает движение общества вспять, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя на отдельных этапах истории его движение вперёд могло задерживаться, останавливаться. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Срединный путь развития, сочетающий особенности указанных выше вариантов социального прогресса получил название социальной модернизации. Под модернизацией понимается революционный переход к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. | |
Просмотров: 6476 | | |